Что происходит с продажами хлеба и булок в пандемию

Потребление хлеба и хлебобулочных изделий в России за последние десять месяцев остается примерно таким, каким и было до пандемии, следует из данных Росстата. Эту же тенденцию подтверждают и в крупных торговых сетях. Между тем в отраслевой ассоциации настаивают на том, что в структуре продаж доля дешевого хлеба в пандемию начала расти, что они связывают со снижением доходов населения.

Что происходит с продажами хлеба и булок в пандемию

Резких скачков спроса на хлеб и хлебобулочные изделия в торговых сетях сейчас не фиксируют. Фото: Сергей Михеев/РГЗа январь-сентябрь продажи хлебобулочных изделий снизились на 2% в сопоставимых ценах в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, говорится в свежем докладе Росстата "Экономическое положение России" за январь-октябрь 2020 года. Рост на 3% произошел в октябре — к уровню продаж сентября. Но за октябрь Росстат успел подсчитать только данные из крупных и средних торговых точек. Практически не изменилась и доля хлебобулочных изделий в продажах: за январь-сентябрь 2020 года она составила 2,3%, а годом ранее — 2,2%. При этом муки население в первые девять месяцев года купило на 1% меньше, чем за тот же период годом раньше, а в октябре прирост в сравнении с сентябрем составил целых 14%.

Эксперты обращали внимание на изменение структуры потребления в период пандемии: по данным исследовательской компании Gfk, как минимум в первую волну пандемии россияне готовый хлеб покупали меньше, увлекшись домашним хлебопечением. Весной продажи муки увеличились на 8%, а дрожжей — на 12%. Тенденция сохранилась и после отмены всеобщей самоизоляции.

Продажи многих категорий товаров первой необходимости резко выросли в период ажиотажного спроса — весной 2020 года, напоминают в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). Но сейчас каких-либо резких скачков спроса на хлеб и хлебобулочные изделия, отличных от сезонных колебаний, торговые сети не фиксируют. Разве что к праздникам, как обычно, вырастет спрос на кондитерские изделия, прогнозируют в АКОРТ.

Президент Российского союза пекарей Алексей Лялин, впрочем, утверждает, что на хлебозаводах производство так называемых социальных, дешевых сортов выросло примерно на 10%. Причина — в снижении доходов населения в период пандемии, уверен он. Многие предприятия малого бизнеса закрылись, и бывшие работники сейчас считают каждую копейку. Впрочем, он признает, что от коронакризиса пострадали, в том числе, и малые пекарни. По оценке отраслевых ассоциаций, до пандемии в стране их насчитывалось около 120 тысяч. Сейчас многие из них вынуждены свернуть бизнес из-за кризиса. "Кто-то закрылся, потому что не смог выполнить требования санитарных врачей", — добавляет эксперт. Этот "выпавший" объем приняли на себя индустриальные предприятия.

"У традиционных сортов продукции есть своя, исторически сложившаяся аудитория, которая с трудом меняет свои привычки и всегда будет отдавать предпочтение "батону, знакомому с детства", — считают в АКОРТ. Они, впрочем, согласны, что сохранению этих привычек способствует и тяжелая экономическая ситуация, направляющая спрос к более экономным видам хлеба. Часть покупателей (прежде всего молодые люди) чаще отдают предпочтение хлебу и хлебобулочным изделиям, производимым "на месте" — в торговых сетях или кондитерских. Большинство покупателей "для семьи", например, берет "нарезной" батон, но к нему что-то "вкусненькое" из производства сети — лаваш, булки и т.д. Поэтому переток покупателей от дорогих к дешевым сортам неочевиден и посчитать его сложно, говорят в АКОРТ.