Сроки окупаемости составят от 8 до 14 лет. По мнению Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), для реализации такого масштабного инвестпроекта необходим переход на долгосрочное и стимулирующее тарифное регулирование.
Оно, как полагает генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян, позволит «Россетям» развивать электросетевой комплекс за счет тех инвестиционных средств, которые высвободятся в результате повышения эффективности работы энергокомплекса. Данную позицию он представил на круглом столе «Государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике» в Совете Федерации РФ. Мероприятие прошло под председательством заместителя председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Юрия Липатова. В дискуссии приняли участие руководители федеральных органов исполнительной власти и компаний электросетевого комплекса, включая замминистра Минэкономразвития РФ Михаила Расстригина, замминистра Минэнерго РФ Вячеслава Кравченко и гендиректора «Россетей» Павла Ливинского. Предполагаемый объем затрат на цифровизацию электросетевого комплекса России, по мнению ИПЕМ, соотносится с мировым опытом: в странах Евросоюза уже реализовано более 600 проектов интеллектуальных электросетей стоимостью более 2,8 млрд евро, а в США с 2009 года реализуется программа по государственному софинансированию проектов Smart Grid объемом 8 млрд долларов. По оценкам ИПЕМ, у ПАО «Россети» на данный момент существует три возможных источника финансирования цифровизации электросетевого комплекса: бюджетные средства (включая Фонд национального благосостояния (ФНБ)), тарифная выручка и заемные средства. Из Фонда национального благосостояния на развитие интеллектуальных сетей уже выделен 1,1 млрд рублей, при этом перспективы дополнительных государственных ассигнований осложняются конкуренцией с другими не менее важными направлениями бюджетных расходов.
Использование для инвестиций тарифной выручки затрудняет действующее ограничение темпов роста цен на электроэнергию на уровне инфляции, а также планируемые объемные программы по модернизации тепловой генерации, внедрение генерации на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ), строительство новых блоков АЭС и мусоросжигательных заводов. В таких условиях, по мнению ИПЕМ, приоритетным источником инвестиций в цифровизацию электросетевого комплекса остается привлечение заемных средств. На данный момент закредитованность электросетевых компаний в России, как считают в ИПЕМ, относительно невысока, однако проценты по кредитам будут также включаться в тарифную выручку. В связи с чем в ИПЕМ считают, что необходима модернизация тарифного регулирования, которая позволит обеспечить инвестиционные ресурсы для программы цифровизации электросетевого комплекса без чрезмерного завышения тарифов электросетей. ИПЕМ предлагает внедрить в тарифное регулирование принципы долгосрочности и стимулирования повышения эффективности. На данный момент в электросетевом комплексе России долгосрочное тарифное регулирование действует формально, а тарифные решения регулярно пересматриваются. Окупаемость проектов по цифровизации находится за горизонтом текущих параметров регулирования, которые вводятся сроком на 5 лет. ФАС России разработал проект ФЗ «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)». По мнению ИПЕМ, законопроект предусматривает ряд полезных изменений (вводятся понятия регуляторного контракта и стимулирующего регулирования), но описывает их чрезмерно кратко и неоднозначно. «Остаётся неясным, будет ли разрешено сохранение экономии у регулируемых организаций в рамках других методов тарифного регулирования?, — отметил на круглом столе в Совете Федерации РФ глава ИПЕМ Юрий Саакян. — Также из законопроекта следует, что регуляторный контракт может включать обязательства региональных властей. Это значит, что мы фактически получаем аналог механизма ГЧП, но не согласованный с соответствующей нормативно-правовой базой». По мнению ИПЕМ, для обеспечения эффективной цифровизации электросетевого комплекса систему регулирования необходимо дополнить следующими возможностями: 1.Установление параметров тарифного регулирования на срок свыше 5 лет. 2.Заключение регуляторных соглашений между сетевыми компаниями и региональными властями. 3.Осуществление частным бизнесом совместно с государством и сетевыми компаниями развития электросетевой инфраструктуры на условиях ГЧП. 4.Сохранение части средств, полученных в результате повышения эффективности, для использования на инвестиционные нужды. «Проект цифровизации электросетевого комплекса также возвращает нас к вопросу о том, что есть естественные монополии — бизнес или «собес»?, — резюмировал Юрий Саакян. — Эффект масштаба естественной монополии позволит минимизировать затраты на цифровизацию электросетевого комплекса, однако регулирование должно предполагать заинтересованность самой компании в максимально эффективной реализации проекта».