Производство мебели выросло за год на 15 процентов — Российская газета

СпециальныйпроектПромышленностьНовые решенияГлавнаяЗдоровьеФинансыБизнесТехнологииСделано в РоссииЭкономика20.01.202316:51Текст: Марина ТрубилинаПроизводство мебели выросло за год на 15 процентов

Производство мебели в России в 2022 году, по оперативным данным Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР), увеличилось по сравнению с 2021 годом в денежном выражении на 15,2% — до 356 млрд рублей.

Производство мебели выросло за год на 15 процентов - Российская газета

Максим Богодвид/РИА НовостиПо сравнению с 2019 годом рост составляет 58%. При этом объемы выпуска продукции в натуральном выражении остались на уровне 2021 года.

Наибольший прирост в денежных объемах показал сегмент пластиковой мебели (рост за год на 91%), а также деревянной мебели для офисов (рост выросло на треть).

В натуральном выражении существенно увеличился выпуск металлических кроватей (+55%), кухонной мебели (+37%), мягкой мебели, трансформируемой в кровати (+22%).

Поддержать покупательский спрос помогло снижение производителями отпускных цен на мебель. Оно началось в мае, далее эта тенденция продолжилась, и уже по итогам третьего квартала динамика роста потребительских цен не превышала размер инфляции, — говорит президент АМДПР Александр Шестаков.

«По итогам 2022 года потребительские цены на мебель выросли на 11%, что является одним из самых низких показателей в категории непродовольственных товаров», — добавил он.

Антироссийские санкции способствовали развитию отечественной отрасли, подчеркивают в ассоциации. Импорт мебели в 2022 году сократился на 40%, но эту нишу быстро заняли российские производители, говорит Шестаков.

«Обсуждаемый уход шведской IKEA в итоге никак не повлиял на ситуацию на внутреннем рынке — ни с точки зрения ассортимента представленной продукции, ни с точки зрения цен на мебель. Доля IKEA как производителя мебели не превышала 2-3%, при этом большая часть продукции, предлагаемая в магазинах шведской компании, производилась в России. Сейчас, по истечении 10 месяцев, мы видим, что мебель «от IKEA» по-прежнему доступна, например, она представлена в специализированных мебельных торговых центрах, но каким-то повышенным спросом она не пользуется — большинство потребителей переориентировались на коллекции, разработанные российскими производителями. Нишу, которую занимала шведская компания, отечественные производители уже заполнили», — подчеркивает Шестаков.

Введение санкций показало высокую импортозависимость российских мебельных предприятий от поставок импортной фурнитуры, некоторых видов тканей, лакокрасочной продукции и клеев. К началу 2023 года цепочки поставок уже перестроены: налажены контакты и заключены контракты с производителями комплектующих из дружественных стран, а также с российскими предприятиями, подчеркивает он.

Российские производители потеряли завоеванную и постоянно увеличивающуюся долю на европейском мебельном рынке. «Но проделанная за предыдущие годы работа не пропала даром: продукция российских мебельных предприятий имеет высокую репутацию во всем мире. Благодаря этому процесс выхода на новые рынки и усиления позиций на уже существующих проходит быстрее, чем еще пять-семь лет назад», — отмечает Александр Шестаков. Наиболее перспективными направлениями экспорта российской мебели в Ассоциации видят как традиционные рынки стран СНГ, так и растущие рынки Ближнего Востока и Северной Африки.