Какими будут приоритеты макроэкономической политики

В понедельник, 16 мая, в Москве открывается ежегодный Московский академический экономический форум, организованный Российской академией наук, Вольным экономическим обществом России и Международным Союзом экономистов. Тема МАЭФ — «Россия: вызовы глобальных трансформаций XXI века». Участие в форуме принимают ученые и эксперты из всех регионов России и 21 страны мира. Как будут меняться приоритеты отечественной макроэкономической политики «Российской газете» рассказали сопредседатель МАЭФ, президент Вольного экономического общества России, президент Международного Союза экономистов Сергей Бодрунов и эксперты форума.

Какими будут приоритеты макроэкономической политики

Исследование долгосрочных тенденций стало традиционным подходом для Московского академического экономического форума. Какие глобальные тренды экономического развития как в России, так и в мире, вы бы выделили?

Сергей Бодрунов: К числу таких трендов уже многих десятилетий относится технологический прогресс. Он оказывает влияние и на экономические модели, и на структуру мировой экономики, и на социальное развитие. Растет роль знаний. Именно знания занимают сегодня все большую долю в издержках производства и становятся самым дорогостоящим товаром на современных рынках. Мир вступает в эпоху знаниеемкого и знаниеинтенсивного производства. Эта основная тенденция обусловливает все остальные — движение к безлюдному производству, необходимость НБИКС-интеграции, цифровизацию.

Вы не раз отмечали, что целью любой национальной стратегии социально-экономического развития должен быть не просто рост или развитие, но решение глобальных проблем, среди которых климатические изменения, рост неравенства. Какие первоочередные задачи нужно решать сегодня?

Сергей Бодрунов: Задачи вытекают из названных выше глобальных тенденций. Это в первую очередь формирование знаниеемкого производства — в частности, реиндустриализация и реинтеграция производства, науки и образования, активное развитие фундаментальной науки, интенсивное продвижение инноваций в производство. Это трансформация отношений собственности, лежащих в фундаменте экономики, в направлении так называемой ее "диффузии" на основе развития институтов широкого экономического партнерства, со-владения, шеринга и других форм. И наконец, солидаризм общественных страт и — на основе решения названных выше задач — социализация экономики, переход к ее социально ориентированной модели, обеспечивающей поэтапную ликвидацию бедности, снижение уровня экономического и социального неравенства, равные стартовые социально-экономические условия для развития каждого члена общества и реализации его творческого потенциала.

Какие средства для решения этой системы задач вы видите?

Сергей Бодрунов: Необходимы стратегическое планирование и активная промышленная политика, направленная на создание нового технологического базиса. Она позволит, с одной стороны, создать основы технологической и экономической безопасности России, с другой — фундамент устойчивости российской экономики и базу для решения социальных проблем. Следует развивать общедоступное здравоохранение, образование, культуру в единстве с использованием механизмов, близких к гарантированному базовому доходу, формировать систему отношений, обеспечивающих снижение неравенства в доступе к ресурсам развития, а не только в распределении доходов, ибо только на этом пути возможно обеспечение солидарности общества, что является важнейшей социальной основой безопасности страны. На мой взгляд, у России есть все необходимое для того, чтобы, несмотря на все глубокие геополитэкономические противоречия текущего момента, предложить стратегию движения к новому состоянию общества.

Как, на ваш взгляд, должны меняться приоритеты отечественной макроэкономической политики?

Александр Широв, директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, член-корреспондент РАН: В сложившихся условиях фокус внимания экономических властей естественным образом сдвигается в пользу решений оперативного характера. Наиболее важными направлениями деятельности являются поддержка населения и обеспечение поставок зарубежных товаров, которые не могут быть произведены российской экономикой, поддержка системообразующих предприятий. Помимо краткосрочных действий происходит трансформация важнейших приоритетов. Во-первых, это структура внешнеэкономических связей. В связи с ограничениями, связанными с использованием российским правительством и компаниями резервных валют, встает вопрос о целесообразности сохранения положительного торгового сальдо с недружественными странами. Во-вторых, в связи с невозможностью нормального резервирования резервных валют встает вопрос о конфигурации бюджетного правила. В-третьих, необходимость концентрации ресурсов на задачах структурной перестройки экономики требует формирования дефицитного бюджета и расширения его финансирования за счет увеличения внутреннего долга. В-четвертых, требуются действия по расширению предпринимательской инициативы для преодоления последствий кризиса.

Должна ли долгосрочная стратегия устойчивого социально-экономического развития России учитывать климатическую повестку?

Борис Порфирьев, руководитель секции экономики Отделения общественных наук Российской академии наук, академик РАН: Утвердительный ответ на этот вопрос предопределен, во-первых, политическими обстоятельствами — международными обязательствами России прежде всего в рамках Парижского соглашения, которое прямо предусматривает решение проблемы климатических изменений. Во-вторых, актуальностью самой глобальной проблемы климатических изменений. Перечисленное выше в полной мере относится к России, в которой ущерб от опасных гидрометеорологических бедствий, таяния многолетнемерзлых грунтов и других природных рисков уже сегодня составляет около 1% ВВП.

Учет климатического фактора в стратегии социально-экономического развития актуален не только в долгосрочной (2030 г. и далее), но и в среднесрочной перспективе. Окончание "горячей" фазы текущего геополитического и геоэкономического кризиса, как представляется, будет сопровождаться замещением гибридного противоборства жесткой конкурентной борьбой в экономической и особенно научно-технологической областях, одной из главных арен которой (борьбы) является "зеленая экономика".

Россия может предложить стратегию движения к новому состоянию общества, несмотря на все геополитические и экономические противоречия

Россия должна быть готова к этому. Несмотря на сложность текущей социально-экономической ситуации, в нашей стране идет активная работа по реализации принятых в 2021 г. Федеральной научно-технической программы в области экологического развития и климатических изменений до 2030 года, а также важнейших инновационных проектов государственного значения, два из которых непосредственно связаны с климатической и "зеленой" повесткой — по высокоточному мониторингу климатически активных веществ и по развитию низкоуглеродной энергетики.

Какие качественные изменения происходят сегодня в мировой валютно-финансовой системе?

Михаил Головнин, директор Института экономики Российской академии наук, член-корреспондент РАН: В числе основных долгосрочных вызовов для мировой валютно-финансовой системы выделяются проблемы развития цифровизации, реагирования на климатическую повестку и неравенства.

Сейчас ведущие развитые страны стремятся фактически отрезать экономику России от мировой валютно-финансовой системы. При этом растет общая степень неопределенности в мировой экономике, которая ставит под вопрос многие прежде казавшиеся незыблемыми основы мировой валютно-финансовой системы: абсолютное доминирование доллара в мировой валютной системе, политику накопления валютных резервов. По всей видимости, может начаться движение в сторону формирования и развития альтернативных национальных и региональных систем международных расчетов, в том числе в национальных валютах, повышения роли цифровых валют (как частных — криптовалют и стейблкоинов, так и появления цифровых валют центральных банков), ограничения международных потоков капитала.

Инновации — не только вопрос эффективности экономики, но и национальной безопасности. Какие направления научно-технологической политики должны стать приоритетными для ускоренного инновационного развития России?

Валерий Макаров, научный руководитель ЦЭМИ РАН, президент Российской экономической школы, академик РАН: Принципиальная задача состоит в избавлении от западной цифровой зависимости как можно скорее. Творческой, инновационной проблемы здесь нет. Китай избавился от этой зависимости довольно быстро.

Руководство Российской Федерации понимает суть проблемы. Принято немало постановлений правительства о необходимости перейти на собственное программное обеспечение. При этом начинать надо с технической основы, так сказать, с процессоров и чипов. Разработаны полностью отечественные процессоры "Байкал" и "Эльбрус". Надо сосредоточить на их производстве и использовании гораздо больше усилий и средств. Нужно полностью получить независимость от тайваньской компании, которая до сих пор поставляет материал для производства этих процессоров. А дальше разработать свои операционные системы, полностью независимые от Windows и прочих. Суверенитет в цифровой сфере жизненно важен, но его недостаточно. Нужна независимость в производстве средств производства, пользуясь термином К. Маркса, и много в чем еще. А самое главное — быть независимыми в духовной сфере.