Внедрение маркировки пива не должно привести к заметному росту цен на продукцию, зато позволит вывести «из тени» рынок, уверен председатель Национального союза защиты прав потребителей, руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин.
Он отмечает, что одна марка на каждую единицу продукции обойдется пивоварам в 50 копеек. И даже если их прибавить к стоимости бутылки пива (от 35 рублей за бутылку 0,5литра), подорожание окажется незначительным. Однако и это вряд ли случится, считает эксперт. Сейчас цены на пиво снижаются — в том числе за счет роста импорта качественной продукции в Россию. Из-за закрытия баров на фоне пандемии европейские производители потеряли около 20% продаж. И сейчас они пытаются направить часть продукции на наш рынок. При этом сюда она поступает по цене ниже отечественного. Поэтому в борьбе за потребителя у российских пивоваров не будет возможностей для повышения цен.
Вместе с тем, Павел Шапкин уверен, что вводить маркировку пивной продукции нужно в обязательном порядке. На рынке пива сейчас фактически нет полноценного учета: ЕГАИС на пиво в рознице не распространяется, спецмарками пиво не маркируется.
При этом небольшие предприятия, которые производят менее 3 млн литров в год, освобождены от установки счетчиков объема. То есть им нет никакого смысла показывать, что они производят больше 3 млн литров. И подавляющее количество предприятий декларируют намного меньше 3 млн литров, отмечает эксперт.
По его словам, наибольшая часть налогов, которая должна уплачиваться с алкогольной продукции, должна уплачиваться именно с пивоваренной продукции — пива и пивных напитков. Поскольку его производится 80% от общего объема всего алкоголя, который продается на рынке. Но сейчас получается паритет: примерно одинаковое количество налогов выплачивается с пива (около 160 млрд рублей акцизов) и алкогольной продукции свыше 9%, за исключением вин. С них уплачивается около 6 млрд рублей. И несмотря на то, что с вин уплачивается в 22 раза меньше акцизов, его маркируют, а пиво — нет.
"Так почему в виноделии никто не оспаривает необходимость маркировки, а пиво не маркируется? Единственное логичное объяснение — что пивовары не хотят показывать реальные объемы", — считает Шапкин.
В итоге на российском рынке продается огромное количество нелегальных пивных напитков, что подтверждают проверки Росалкогольрегулирования, говорит эксперт. Например, есть пивные напитки, которые разливаются в пластиковые бутылки и продаются по 80-85 рублей за 1,5 литра с названием джин-тоник. Они содержат 6,5% алкоголя и относятся к пивным напиткам.
"Это что нужно сделать с солодом, чтобы выбродить из него джин-тоник? Как может быть пивной напиток с названием джин-тоник и по вкусу как джин-тоник и на цвет абсолютно прозрачный?", — возмущается Павел Шапкин. Однако канал сбыта такой продукции до сих пор существует.
По подсчетам эксперта, если 160 млрд рублей ежегодно поступает с пива в бюджет, то примерно еще 100 млрд рублей идет мимо кассы из-за того, что нет должной системы учета.
"Введение маркировки расставит все на свои места и покажет, сколько на самом деле продается пива. Пока этот вопрос обсуждался последние 15 лет, бюджет недосчитался 1,5 трлн рублей", — говорит эксперт.
С ним согласен заместитель генерального директора Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ, выступает оператором маркировки) Реваз Юсупов. По его словам, маркировка вводится для того, чтобы защитить потребителя от некачественной продукции и создать здоровую конкуренцию на рынке.
"За счет внедрения маркировки и сокращения нелегального оборота добросовестные производители увеличивают долю рынка, а, соответственно, и свою прибыль. Маркировка — это не просто нанесение кода, а цифровая прослеживаемость по всей цепочке от производителя до прилавка. С помощью приложения "Честный ЗНАК" любой покупатель сможет получить достоверную информацию о товаре, пожаловаться на нарушения", — пояснил эксперт.
Он также уверен, что предпосылок для роста цен пенного напитка нет. В рамках эксперимента будут вырабатываться оптимальные решения, в том числе по использованию уже имеющегося оборудования и интеграции информационных систем, чтобы затраты компаний были минимальными.
Накануне постановление правительства об эксперименте по маркировке пива было опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации. Он начнется в России 1 апреля 2021 года и продлится по август 2022 года. Эксперимент будет распространен на само пиво, а также пивные напитки и отдельные виды слабоалкогольных напитков.
Осенью прошлого года с инициативой внедрить маркировку на рынке алкогольной продукции, начав ее с пива, выступил Минпромторг. Однако против этого предложения выступили крупнейшие пивоваренные компании. По их мнению, проблем контрафакта и фальсификата, с которыми борется маркировка, на их рынке практически отсутствует. Зато маркировка приведет к существенному росту себестоимости производства и, следовательно, цене на полке.