Шиберные задвижки: виды и сферы применения

Шиберные задвижки могут устанавливаться только на горизонтальных трубопроводах с вертикально расположенным шпинделем, вверх маховиком. Каждый запорный вентиль или задвижка должны быть полностью открыты или закрыты. Использование запорной арматуры для дросселирования (неполное открытие или закрытие) недопустимо.

Отвечают большинству требований к задвижкам и три четверти всех задвижек, применяемых на пунктах очистки, нефтехимических и газоперерабатывающих вводах, являются шиберными. Приобрести шиберные задвижки по выгодным ценам можно тут.

Задвижки шиберные (шиберные затворы) поддерживают прямой поток с очень небольшим падением давления. Они приспособлены для работы по перекрытию доступа к оборудованию и могут иметь размеры от 10 мм до 2700 мм. Однако, большие размеры представлены дроссельными задвижками в связи с ограничением места при установке.

Состоит из штурвала и диска, управляемого винтообразным стержнем, который двигается вверх и вниз под прямым углом к потоку. В закрытом положении диск упирается в две поверхности для перекрытия потока. Чтобы удержать жидкость в трубопроводе и не допустить утечек, применяется сальник в комплекте с уплотнительным материалом.

Практически имеют любые размеры. Однако при низких давлениях, где усилия, создаваемого напором среды, зачастую бывает недостаточно для герметизации, шиберные задвижки могут не удовлетворять поставленным требованиям. В этих условиях надежную герметичность обеспечивают клиновые задвижки, а также краны со смазкой.

Достаточно легко обслуживаются и ремонтируются.

Шиберные задвижки выпускают как с выдвижными, так и с невыдвижными шпинделями.

Задвижки шиберные  катализатопроводов изготавливают из разных сталей — от низколегированных до нержавеющих. По-видимому, это связано с использованием виброуплотненной футеровки, а также исключением в этом случае кислотной коррозии и возможностью отказа от аустенитных сталей при значительных перепадах давления.

Массные шиберные задвижки во время промывки трубопроводов водой могут давать небольшую течь в прокладках, однако подтягивать прокладки нецелесообразно, так как они не предназначены для воды и проверить их герметичность можно только при работе трубопровода на массе.

Сварные с гидравлическим или электрическим приводом предназначены для установки на технологической обвязке насосных станций, устройств для запуска и приема разделителей и устройств для пропуска разделителей через промежуточные насосные станции.

Задвижка типа ЗШХ изготовляется из стали марки 20ХНЗА — Л, предназначены для некоррозионных продуктов на условное давление 16 кГ / см2 при температуре не ниже минус 80 С.

Клиновые и шиберные задвижки выпускаются промышленностью в различных конструктивных вариантах. Так, в одних конструкциях уплотняющие поверхности составляют одно целое с корпусом, в других они выполняются в виде вставных колец. Шпиндели могут иметь как вращательное, так и поступательное движение.

Дроссельные и регулирующие применяются на основных и вспомогательных паровых и водяных линиях энергетических установок для дросселирования пара или регулирования расхода воды. Устанавливаются только на горизонтальных участках трубопроводов с направлением потока среды согласно нанесенной на корпусе клапана стрелке в положении шпинделем вверх. К трубопроводу присоединяются сваркой. Управление производится с помощью электропривода. Имеется также ручной дублер для управления вручную с помощью маховика в аварийных условиях отсутствия электроэнергии.

У шиберных задвижек уплотнительные кольца расположены параллельно шпинделю, у клиновых задвижек — под углом по отношению к шпинделю, поэтому затвор имеет форму клина.

Подача воды перекрывается двумя шиберами, которые раздвигаются расположенными между ними клиньями. Из шиберных (параллельных) задвижек наиболее распространенными являются задвижки типа Лудло и типа Москва.

Площадь открытия задвижки шиберной  или расход через нее изменяется не прямо пропорционально степени открытия задвижки. Степень открытия задвижки обычно определяется отношением числа оборотов при открывании шибера к общему числу оборотов, необходимому для полного открытия задвижек.

Без смазки пригодны только для низких давлений, однако запорные элементы со смазкой предпочтительнее, поскольку смазка может прекратить утечку и облегчить эксплуатацию. При высоких давлениях должны использоваться задвижки и со смазкой, потому что давление способствует прихвату запорного органа. Шиберные задвижки менее склонны к замерзанию, чем пробковые краны, даже если в обоих случаях применяется смазка.

Материалами для изготовления служат латунь и бронза, ковкое железо и почти любая сталь или сплав: тали в качестве антикоррозийной защиты.

Контроль герметичности затвора шиберной задвижки производится через дренажный трубопровод или нагнетательный клапан и совмещается с проведением ТО.