Первой жертвой коронавируса в российском автопроме может стать производитель автобусов Volgabus. В конце октября иск о признании банкротом волгоградского автобусного завода, поставлявшего свою технику для Олимпиады в Сочи, подала ФНС города Владимира, пытаясь взыскать 52 млн рублей. Более миллиарда рублей требует и кредитор — банк «Восточный». Кроме того, компания Volgabus так и не реализовала проект тестировавшегося в Сколково беспилотного шаттла Matrёska.
Компания «Бакулин Моторс Групп» (ООО «БМГ» выпускает автобусы под брендом Volgabus) имеет задолженность перед 12-м отделением ФНС Владимира в размере 52 млн рублей, из которых 5 млн — пени, следует из определения Арбитражного суда Владимирской области. Согласно базе данных «Картотека», 21 октября в областной суд поступило заявление от ФНС о признании компании «БМГ» банкротом в связи с задолженностью «по уплате обязательных платежей».
Через неделю после обращения в суд автобусная компания попыталась урегулировать спор: ФНС обратилась в арбитраж с просьбой вернуть заявление о признании Volgabus банкротом «в связи с частичным погашением должником задолженности». Впрочем,
значительная часть долга все еще не ликвидирована, и налоговая в любой момент может возобновить свои претензии к автобусной компании, что и подчеркнул суд.
«Возвращение заявления не препятствует повторному обращению с таким же требованием в арбитражный суд в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его возвращения», — говорится в судебном документе.
Завалили исками
Компанию Volgabus основал бизнесмен Анатолий Бакулин (сейчас депутат Волгоградской областной думы), позже ее возглавил его сын Алексей. Тяжбы с налоговой не единственная проблема бизнеса семьи Бакулиных в этом году. В марте компания остановила свой сборочный завод в Собинском районе Владимирской области. По информации ТАСС, причиной стало то, что китайские партнеры из-за карантинных ограничений на фоне COVID-19 не выполнили обязательства по поставкам комплектующих: мостов и двигателей.
Сообщалось, что в вынужденный отпуск отправлены 350 человек.
Поскольку остановка предприятия произошла по вине работодателя, персонал был вправе рассчитывать на компенсацию в размере 2/3 от заработной платы на время простоя. Не получив деньги, многие сотрудники объявили забастовку. В дело вынуждены были вмешаться прокуратура и Следственный комитет области. Только после их участия была произведена частичная выплата зарплаты в размере 900 тыс. рублей 40 работникам, сообщала в мае прокуратура.
Согласно базе картотеки арбитражных дел, в этом году иски о взыскании различных сумм к компании ООО «БМГ» подали компания «Финресурс» (31,6 млн рублей), «Вектор Групп» (55,5 млн рублей и 611 тыс. евро), «Владимирские коммунальные системы» (13,9 млн руб.), «Промстройпроект» (на имущество), «Мегастек» (1 млн) и другие. Как видно по базе данных СПАРК, всего к юрлицу за 2020 год подано 46 исков на 1,348 млрд рублей.
Пытаются взыскать средства и с других структур семьи Бакулиных. В апреле прошлого года ООО «Волгабас» проиграла в арбитраже «Россельхозбанку» и осталась должна 538 млн рублей. К этой структуре в текущем году поступило 11 исков на 3,665 млрд рублей.
«Вполне вероятно, что доведение дела до суда является тактикой компании по отсрочке исполнения денежных обязательств»,
Наиболее значимым для компании является иск банка «Восточный», который владеет долями в предприятиях Volgabus. Юрлицо ПАО «Восточный экспресс банк» в конце августа выиграло иск против «БМГ» и других связанных с семьей Бакулиных предприятий — «Волгабас», «Бакулин Бас Групп Русь», «Волжские автобусы», «Волгобас Робо Лаб» и «КВВК» на 910 млн руб. Арбитражный суд Москвы принял решение в пользу истца, а также наложил взыскание на 165 единиц имущества. Сейчас решение обжалуется. Еще один крупный иск банка через ПАО КБ «Восточный» на сумму 2,75 млрд руб. будет рассмотрен в ноябре.
Ранее Forbes со ссылкой на свои источники в банке «Восточном» писал, что совокупный долг группы Volgabus (с двумя партнерами) по кредитам и гарантиям составляет около 7 млрд рублей, отношение к EBITDA — порядка девяти.
Управляющий юридической компании Legalight Гарий Напалков полагает, что именно долг перед банком может привести к наиболее значимым проблемам у производителя автобусов.
«В качестве оснований для истребования долга (по решению от 26 августа 2020 года) и обращения взыскания на залог установлено нарушение ООО «БМГ» ряда ковенант по кредитному договору, таких как перевод 100% кредитовых оборотов компаний холдинга в банк-кредитор, предоставление в банк документов, подтверждающих страхование предметов залога, предоставление справок из банков о закрытии всех расчетных счетов, за исключением счетов в банке-кредиторе», — перечислил факторы риска юрист.
Один только размер просроченной задолженности по уплате процентов за пользование кредитом составил около 100 млн рублей. При этом решения по указанным спорам еще не вступили в силу и обжалованы ООО «БМГ», подчеркнул Напалков.
Matrёska
В 2016 году компания «Бакулин Моторс Групп» представила амбициозный проект беспилотного шаттла Matrёska, который разрабатывался под эгидой Национальной технологической инициативы (сейчас платформа НТИ). Проект получил резидентство Сколково, где проводились показательные тесты.
В феврале 2017 года Агентство стратегических инициатив (АСИ) сообщило, что на заседании межведомственной рабочей группы при президиуме совета по модернизации экономики и инновационному развитию
было принято решение выделить грант создателям Matrёska в размере до 200 млн рублей в рамках «дорожной карты» НТИ «Автонет».
В АСИ «Газете.Ru» заявили, что проект Matrёska не находился на сопровождении агентства, поэтому никакая поддержка ему не оказывалась, и посоветовали обратиться в НТИ. Там корреспонденту «Газеты.Ru» сообщили, что проект действительно поддерживался, но вопросы финансирования переадресовали в Российскую венчурную компанию (РВК), которая как государственный институт развития уполномочена поддерживать отечественные технологические стартапы. В РВК в свою очередь сообщили, что «в 2017 было принято решение приостановить реализацию этого проекта в рамках НТИ».
«Финансовые средства не выделялись», — сообщили в пресс-службе РВК.
В Минпромторге не ответили на вопросы «Газеты.Ru» о финансировании проекта Matrёska. Оставили без ответов вопросы о своем финансовом состоянии, а также о дальнейшей судьбе Matrёska непосредственно и в самой компании «Бакулин Моторс Групп».
По данным ТАСС, компания Volgabus ранее сообщила, что мощности ее владимирского завода загружены до конца первого квартала 2021 года выполнением контрактов для российских и зарубежных заказчиков. В частности, упоминались поставки автобусов во Францию на сумму 1,6 млн евро.
Огромное количество долгов и имидж нестабильного партнера, от которого нужно добиваться выполнения обязательств через суд, скажутся негативно на дальнейшем развитии компании, убежден независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Ситуация вокруг компании «Бакулин Моторс Групп» в итоге приведет к ее банкротству из-за того, что партнеры откажутся работать с проблемным поставщиком, считает эксперт.